Между тем, ограничить и оградить их от цифрового пространства сегодня представляется невозможным и нецелесообразным. Технологии проникли абсолютно во все сферы жизни — учебу, работу, досуг, общение. Виртуальное пространство является важным источником развития, помогает детям и молодежи решать повседневные задачи и приобретать положительный опыт. От умения уверенно, эффективно и безопасно использовать технологии во многом зависит успешность в учебной и профессиональной деятельности.
Поэтому сегодня задача взрослых — не оградить детей от технологий, а обеспечить безопасное пространство для их развития, в том числе в виртуальном пространстве. При этом в обучение детей цифровой грамотности должны быть задействованы как родители, так и учителя.

Основными подходами к обеспечению информационной безопасности детей являются:
Ограничивающая медиация (взрослые устанавливают правила, касающиеся использования интернета и гаджетов).
Правила — это способ обозначить границы безопасного поведения с гаджетами. Договоритесь с детьми о том, когда и как долго можно использовать гаджеты, что можно и что нельзя делать в сети.
Установленные правила можно оформить в виде семейного или внутришкольного соглашения об использовании гаджетов. Его можно оформить в виде плаката и повесить рядом с рабочим местом дома или в классе, чтобы у детей было напоминание об их обязанностях и правилах кибербезопасности.
Учтите, что многие дети не сообщают взрослым (родителям и учителям) о трудностях, с которыми столкнулись в сети, поскольку боятся осуждения и лишения доступа к гаджетам. Дети должны чувствовать, что цель взрослых — помочь, а не наказать или ограничить. Поэтому не вводите запреты и ограничения в качестве наказаний. Не вините ребенка за ошибки, помогите понять их причины и научите предотвращать опасные ситуации.
Технический контроль (использование специальных программ для безопасности в сети, таких как антивирусы, контент-фильтры и т.д.).
Антивирусы — это универсальное средство защиты от вредоносных программ. Их следует установить на все устройства, которыми пользуется ребенок (не только на компьютер или ноутбук, но также на смартфоны и планшеты). Рассмотрите возможность применения программ родительского контроля на устройствах ребенка.
Настройка контент-фильтров, режима безопасного поиска, установка лимитов времени на использование отдельных приложений может минимизировать риски столкновения ребенка с некоторыми угрозами. Однако применение этих средств защиты должно быть договором между ребенком и родителями. Если ребенок не согласен на такую форму контроля, она вряд ли будет эффективной. Учителям следует рассказать родителям о возможностях программ родительского контроля и правилах его применения, например, на собраниях.
Мониторинг (отслеживание использования детьми цифровых медиа).
Важно быть в курсе онлайн-активности ребенка, обсуждать его интересы и увлечения в сети. Это позволяет поддерживать доверительные отношения. При этом важно не переусердствовать. Чрезмерный контроль (гиперопека) негативно сказывается на психическом развитии и благополучии детей. Взрослым следует избегать вторжения в приватную жизнь детей. Родителям можно посоветовать добавить себя в друзья к ребенку в социальных сетях. Интересуйтесь не только тем, как прошел его день, но и, например, его успехами в любимой игре.
В рамках образовательной среды также важно обсуждать онлайн-активность детей. Обсуждая тему информационной безопасности, попросите детей рассказать, с какими угрозами они сталкивались, как справлялись с ними, или попросите подготовить небольшой доклад о том, как безопасно играть в компьютерные игры (или выберите другую тему в соответствии с увлечениями детей в классе).
Активная медиация (посредничество, когда взрослые целенаправленно обучают детей безопасно и эффективно использовать современные технологии).
Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в сети. Ознакомьтесь сами и предлагайте детям тематические материалы по информационной безопасности. Это могут быть специализированные курсы, книги, видео-лекции, обучающие мультфильмы. Закрепите материал на практике: проходите тематические тесты, квизы, решайте кейсы, играйте в онлайн-тренажеры. Дети лучше учатся на конкретных примерах. Поэтому полезно вместе с ребенком научиться создавать надежные пароли, разобрать конкретные примеры дезинформации (фейков) в сети и т.д.
Чтобы использование гаджетов было развивающим и полезным, важно заинтересовать ребенка в позитивном контенте. Расскажите детям о том, как можно с пользой провести время в Интернете. Вот несколько вариантов:
- участие в конкурсах и олимпиадах;
- изучение языков, получение новых знаний;
- благотворительность;
- посещение онлайн-музеев.
Для закрепления навыков и их практического применения предлагаем вам ознакомиться с настольной игрой "Галактика информационной безопасности", которая поможет детям в игровой форме узнать о принципах безопасного поведения в сети. Эта игра развивает навыки критического мышления и помогает детям лучше понять, как защитить себя от киберугроз.
Наиболее эффективный подход к обеспечению информационной безопасности детей — использовать комбинацию всех четырех стратегий. Не ограничивайте самостоятельность ребенка и стремление к самовыражению, научите реализовывать свои интересы и потребности безопасно.
Станьте для ребенка попутчиком в его путешествии по цифровому миру, направляйте, поддерживайте и будьте рядом.